В этой статье мы разберем какие способы, методики кластеризации поисковых запросов существуют.
Способы кластеризации запросов
- Кластеризация на основе поисковой выдачи (по ТОПам) — берется список ключевых фраз и путем парсинга анализируются сайты, которые выводятся в ТОП (ТОП 3,5,10 и т.д.) поисковой выдачи по этим запросам. Если на сайтах, из ТОП 3, 5, 10 этот ключевые фразы встречаются в заголовках страниц, то запросы объединяют в кластер. Данный способ является самым эффективным, при условии постоянного мониторинга, коррекции кластеризации и последующего перераспределения ключевых слов по страницам сайта. Как правило, этот способ используется в автоматизированных инструментах и сервисах кластеризации. Можно применять данный способ вручную, но анализ по поисковой выдаче займет очень много времени, а время как известно — деньги.
- Кластеризация по смыслу и логике — все говорит само за себя, проводится сравнение, если запросы похожи друг с другом по смыслу и логике, то они добавляются в кластер. Этот способ используется при группировке запросов вручную, хотя разработчики автоматизированных средств кластеризации заявляют, что их сервисы и программы тоже умеют выполнять группировку по смыслу и логике. Так ли это на самом деле, мы не знаем. Алгоритмы, все таки это закрытая информация.
Оба способа хороши по своему, отличия как всегда в мелочах. Минус «кластеризации по ТОПам» в том, что поисковая выдача «пляшет» и меняется. Запрос, с которого сегодня шел большой объем трафика, завтра может значительно уменьшиться, просто из-за того, что например Яндекс поменял алгоритм. Поэтому если у вас нет ресурсов (временных, финансовых, трудовых), для еженедельного, ежемесячного мониторинга поисковой выдачи и коррекции с семантического ядра, то лучше предпочесть второй способ. Минус же «Кластеризации по смыслу и логике» в том, что при проведении анализа и группировки запросов, не всегда смысл и логика человека может совпадать с машинной логикой поисковых систем. Более того, у разных поисковых систем они также могут не совпадать.
И все же этот способ обязательно стоит рассматривать, поскольку его используют большинство сайтов рунета, но и поисковые системы все лучше и лучше понимают человеческую логику за счет постоянного совершенствования алгоритмов.
Методики группировки ключевых фраз
Методики кластеризации запросов делятся на Soft, Middle и Hard, схематично можно показать так:
Если использовать способ «Кластеризация по ТОПам», то суть методик следующая:
Soft (Слабая связь запросов друг с другом): Все запросы сравниваются друг с другом попарно. Если Запрос 1 имеется вместе с Запросом 2 на страницах сайтов (в заголовках, title, тексте), например в ТОП-10 поисковой выдачи, а Запрос 2 встречается на страницах сайтов в ТОПе вместе с Запросом 3, то они объединяются в группу и т.д.
Пример Soft-кластеризации:
Middle (Средняя связь запросов друг с другом): Берем самый популярный (по числу показов) запрос и сравниваем с ним другие запросы. Если Запрос 1 (популярный) встречается вместе с Запросом 2 и Запросом 3 на страницах сайтов в ТОПе поисковой выдачи заданное количество раз (не превышают порог кластеризации), то запросы объединяют в группу.
Пример Middle-кластеризации:
Hard (Запросы сильно связаны друг с другом): Запросы 1, 2, 3 объединяются в группу, если они встречаются на страницах сайтов в ТОПе поисковой выдачи.
Пример Hard-кластеризации:
Поясню, что такое порог кластеризации – это предел точности группировки запросов (как сильно должны быть похожи запросы, чтобы попасть в группу), превысив который, она потеряет свою эффективность. Экспериментом было определено, что минимальный порог для Hard-кластеризации – 2, для Middle – 3 и для Soft- 4. Запомните эти цифры и применяйте их при группировке через автоматизированные инструменты.
А если использовать способ «Кластеризация по смыслу и логике», то суть методик уже другая:
Soft (Слабая связь запросов друг с другом): Все запросы попарно сравниваются друг с другом по смыслу, по потребностям и по логике. Если Запрос 1 сходится с Запросом 2, а Запрос 2 сходится с Запросом 3, Запрос 4 схож с Запросом 5, то они объединяются в группу (кластер).
Пример Soft-кластеризации:
Middle (Средняя связь запросов друг с другом): Берется центральный запрос и каждый дочерний запрос сравнивается с ним по потребностям пользователя, по смыслу и логике. Если дочерний запрос имеет близкое отношение к центральному запросу, то он добавляется в группу (кластер). Если имеет отдаленное отношение или абсолютно не совпадает (по потребностям пользователя, по смыслу и логике) с центральным запросом, то удаляется из группы.
Пример Middle-кластеризации:
Hard (Запросы сильно связаны друг с другом): Центрального запроса здесь нет. Все ключевые фразы сравниваются друг с другом по потребностям пользователя, по смыслу и логике. Если они имеют максимально близкое отношение, то создается группа (кластер).
Пример Hard-кластеризации:
Какую из этих двух методик выбрать? Зависит от способа продвижения:
- Если у вас «информационный» сайт, вы продвигаете сайт «по трафику», ведете корпоративный блог и выводите на страницах сайта множество низкочастотных запросов разных по смыслу и логике, то рекомендуется Soft-кластеризация.
- Если у вас коммерческий сайт высоко и среднеконкурентной тематики, или вы продвигаете сайт «по позициям»,например вы продаете пластиковые окна или оказываете услуги такси, то выбор однозначен – Hard-кластеризация.
- Middle уравновешивает преимущества и недостатки Soft и Hard, поэтому для большинства сайтов подойдет лучше всего.
1. Кластеризация запросов: что это такое и зачем она нужна
2. Способы и методики кластеризации поисковых запросов
3. Правила кластеризации поисковых запросов
4. Как правильно выполнить кластеризацию ключевых фраз: полное руководство
5. Большой обзор всех инструментов для кластеризации запросов
6. Распространенные ошибки в кластеризации поисковых запросов
© «Gralion», при полном или частичном копировании данного материала dofollow-ссылка на первоисточник обязательна.